В последней декаде апреля учащиеся специальности «Лечебное дело» под руководством преподавателей – психологов провели серию психологических тренингов по работе со стрессом, тревогой и накопившимся напряжением.
Основы психотерапевтических направлений, техники по работе с негативными эмоциями, дистрессом, основы саморегуляции – это то, чем должен владеть каждый современный медицинский специалист. Согласно последним данным до 75% медицинских работников испытывают на рабочем месте признаки психоэмоционального неблагополучия вплоть до синдрома профессионального выгорания. Основы психогигиены для медработника заключаются в том, чтобы уловить первые сигналы неблагополучия у себя и использовать применительно к себе полученные в период обучения знания и наработанные методики по работе со стрессом.
Очень важно также применить эти знания по отношению к пациенту, ведь цель его обращения в медучреждение - не только вылечить болезнь, но и получить психоэмоциональную поддержку медицинского специалиста. Иногда именно эта поддержка оказывает решающее значение в выздоровлении человека, слово, в котором нуждается пациент, сказанное вовремя, может повернуть течение болезни вспять.
Основные направления психотерапии, которые представили учащиеся на тренингах – медитативные техники, арт-терапия, ипотерапия, музыкальная терапия, терапия звуками природы. Наиболее ярко прошли тренинги с использованием песка и смехотерапия. Мелкая моторика с песком словно вернула первокурсников в безопасный мир детства, когда все проблемы решались сами собой, а на страже детского благополучия всегда стояли большие и сильные родители. Проективные методики, подобно песочной терапии помогают разобраться в характере, узнать о себе то, что не лежит на поверхности, относится к зоне бессознательного, но оказывает влияние на поступки, поведение, отношения с другими людьми. И здесь важна помощь педагога-психолога, способного правильно интерпретировать действия учащегося в терапии.
Смехотерапия – один из методов, широко применяющийся в медицинской практике в работе с трудноизлечимыми заболеваниями у детей и взрослых. Использование терапевтического юмора направлено на понимание себя пациентом себя, своего поведения, абстрагирование от проблемных ситуаций. Если человек умеет смеяться над собой, он может посмотреть на любую проблему под другим углом и уже никогда не опустит руки. На тренинге учащиеся под общий хохот воссоздавали картины известных художников. Смех – панацея от всех болезней. Хорошая порция смеха надолго вызывает эйфорию и обезболивание, подобно медицинским препаратам. Это связано с интенсивной выработкой в организме дофамина, серотонина и «гормонов счастья» - эндорфинов. Параллельно улучшается общий тонус, человек начинает более оптимистично смотреть на мир и не расстается с ощущением, что все ему подвластно, а уж гранит знаний – и подавно! Не случайно такую популярность в свое время приобрели слова известной песни «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!».
Комарова Мария,
педагог-психолог
УО «Гомельский государственный
медицинский колледж»